Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбора темы исследования: условия экономического кризиса требуют от предприятия повышения эффективности деятельности, конкурентоспособности реализуемых товаров и услуг на основе разработки и реализации эффективной маркетинговой деятельности, эффективных форм хозяйствования, оптимизации логистических процессов, управления торговой деятельностью, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т. д.
В современных экономических условиях деятельность каждого экономического субъекта, особенно торгового предприятия, является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений (организаций и физических лиц), заинтересованных в результатах его функционирования.
Кризисы создают особые условия для функционирования предприятий. Оказывая воздействие не только на внешнее окружение, но и внутреннюю среду компании, они изменяют текущие бизнес-процессы и, зачастую, трансформируют систему управления, снижают ее эффективность и устойчивость организации.
Особенно сильно подвержены негативному влиянию кризисов оказались предприятия в гостиничном секторе. Девальвация национальной валюты и обвал банковской системы снизили инвестиционные возможности компаний, ограничив их ресурсный потенциал и способность к расширению деятельности за счет заемных средств. В результате многие из них потеряли конкурентоспособность и темпы развития.
Антикризисные стратегии российских компании отличаются большим разнообразием и, соответственно, эффективностью. Ввиду того, что в различных отраслях степень воздействия негативных тенденций разная, а также уровень адаптивности предприятий тоже имеет значительные отличия, то говорить о возможности использования единой стандартной модели поведения не приходится.
Однако, предприятиям нужна информация о том какие инструменты можно использовать и в каких ситуациях, чтобы сгладить последствия кризисных явлений и повысить экономическую и рыночную устойчивость компании, сохранить конкурентоспособность.
Цель данной работы – осуществить анализ влияния кризиса на предприятие и определение его последствий.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия кризиса,
- изучить сущность антикризисной политики предприятия,
- рассмотреть инструменты антикризисного управления предприятием,
- представить характеристику деятельности гостиничного предприятия ООО «Словакия»,
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Словакия»,
- выявить направления антикризисной стратегии ООО «Словакия»,
- рассмотреть обучение персонала как приоритетное направление антикризисной стратегии ООО «Словакия».
Предмет исследования – кризис предприятия.
Объект исследования – гостиничное предприятие ООО «Словакия».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Степень изученности данной темы достаточно высокая, что отражается в большом количестве научных трудов, посвященных ее изучению.
Теоретическую основу исследования составляют научные труда таких авторов, как Аганбегян А.Г., Алексунин А.К., Барышева А.В., Е.Н. Ведута, Мазилкина Е.И., Паничкина Г.Г., Якушева А.Н., Чехова А.Ю. и других.
Методы исследования: системный, комплексный и динамический подходы, традиционный анализ документов, нормативно-правовых источников, аналитических отраслевых отчетов, наблюдение, статистические и математические методы обработки информации.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КРИЗИСАМИ
1.1.Понятие и сущность кризиса в организации
Развитие российской экономики не протяжении последних двадцати лет имеет осуществляется в уникальных и достаточно сложных условиях насыщенности кризисными явлениями, насаждением изменений «сверху», отсутствием подготовительной и образовательной работы с населением по адаптации к происходящим изменениям.
Особенно сильно на российские предприятия, темпы и векторы их развития влияют кризисы, которые с определенной периодичностью затрагивают экономическую систему.
Переход от режима «ручного управления» экономическими процессами в условиях кризиса к системным мерам обеспечения посткризисного роста требует детального изучения методов решения соответствующих проблем, в первую очередь, научно-практического опыта российских ученых и возможностей его использования в современных российских условиях.
Именно поэтому вопросам применения маркетинговых подходов для решения проблем компании в условиях кризиса в настоящее время в научном мире уделяется особое внимание.
Еще в ХХ веке выдающийся ученый Н.Д. Кондратьев показал, что в долгосрочной динамике (50-60 лет) наблюдается определенная циклическая регулярность экономического развития. В цикле на смену фазам роста определенных экономических показателей приходят фазы их спада.
Во время повышательной фазы цикла быстрое расширение экономики неизбежно приводит общество к необходимости изменения. Однако, возможности изменения общества отстают от требований экономики, поэтому развитие переходит в понижательную фазу. В течение последней кризисно-депрессивные явления и трудности заставляют перестраивать экономические и иные отношения.
Выявлено, что во время кризисов нарушается баланс взаиморасчетов, разрушается финансовая система, крупные компании становятся несостоятельными, резко возрастает безработица и снижается платежеспособность населения, нарушается баланс спроса и предложения на товарном рынке.
Кризис – это изменение негативное, глубокое и часто неожиданное, но одновременно несущее в себе новые возможности для развития .
Также можно сформулировать следующие определения кризиса:
- кризис – это дисфункция системы, изменяющая ее поведение, развитие,
- кризис – это изменение параметров системы, вызванное внешним воздействием или внутренними проблемами,
- кризис – это нестандартная ситуация, в которой субъект управления сталкивается с проблемами в упорядочении и координации действий объекта управления,
- кризис – это точка бифуркации, в которой организации может выбрать несколько альтернатив развития ситуации.
Каждое из вышеперечисленных определений в той или иной степени отражает сущность кризиса и в целом дополняют друг друга.
Можно выделить функции кризиса:
- выявляет проблемы, существующие в организации,
- обозначает проблемное поле в компании,
- выявляет потенциал развития,
- заставляет персонал сплотиться,
- создает условия для развития инновационной деятельности,
- создает предпосылки для маркетинговой деятельности и маркетингового управления,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Монографии
1. Алексунин А.К. Маркетинг /А.К.Алексунин. - М: Дашков и К., 2016.
2. Баранчеев В. П. Управление инновациями: учебник. – М. :Юрайт , 2014. - 711 с.
3. Барышева А. В. Инновации: учебное пособие. – М. : Дашков и К° , 2015. - 380 с.
4. Башкатова Ю.И., Решетько Н.И. Современные информационные системы как фактор повышения качества управленческих решений и конкурентоспособности организаций // Интернет-журнал «Науковедение». Вып. 2 (21), 2014., С.62
5. Браверман А.А. Маркетинг в условиях кризисной экономики: макромаркетинг на товарном рынке, микромаркетинг на финансовом рынке, микромаркетинг на рынке труда //Материалы конференции РАМ, 2016
6. Вигдорчик Е.А., Липсиц И.В. Маркетинговые стратегии для российских компаний. Учебное пособие./ Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц И.В.- М.: ГУ ВШЭ, 2015.
7. Скамай Л.Г., Трубочкина М.И. Экономический анализ деятельности предприятий / Л.Г. Скамай, М.И. Трубочкина. - М.: ИНФРА-М, 2015.
8. Стратегический менеджмент: Учебник/Пер. с англ. Н.И. Алмазовой. – М.: ООО «Издательство Проспект», 2013. –287 с.
9. Ташмен М., О’Райли Ч. Победить с помощью инноваций: Практическое руководство по управлению организационными изменениями и обновлениями // Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2014, С,53
10. Траут Дж. Траут о стратегии / Дж. Траут. - СПб.: Питер. - 2015.
11. Хаммер М. Быстрее, лучше, дешевле: Девять методов реинжиниринга бизнес-процессов // Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2014, С.51
Статьи периодических изданий
12. Абушахманова Ю. В. Экономический кризис: эволюция, действительность, прогнозы [Текст] / Ю. В. Абушахманова // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 441-446.
13. Батьковский А.М. Общая характеристика инновационной деятельности экономических систем // Экономические отношения. — 2012. — № 1 (3). — c. 3-9.
14. БониллаРомероКэтти Кризис как объект. Размышления на тему // Современные наукоемкие технологии. – 2013. – № 10-1. – С. 108-109
15. Геращенко М.М., Шерстобитова Т.И. Подходы к определению сущности маркетинга инноваций // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 3-2. – С. 321-325
16. Клёпова С.А., Максудова Ш.И. Жизненный цикл организации как инструмент стратегического антикризисного управления // Успехи современного естествознания. – 2012. – № 4. – С. 107-109
17. Ковальская, К. В. Маркетинговый подход к разработке новых товаров / К. В. Ковальская, Ю. Г. Варава ; Киев.нац. ун-т им. Т. Шевченко // Перспективы инновационного развития Республики Беларусь: III Международная научно-практическая конференция : сборник научных статей (Брест, 26-28 апреля 2012 г.) / V Брестский инвестиционный форум; [редкол.: П. С. Пойта и др.]. - Брест , 2012. - С. 127-129.
18. Маннапов А. Система управления инновационной деятельностью в организации / Альберт Маннапов // Проблемы теории и практики управления. - 2013. - № 6. - С. 98-104.
19. Финансы: стабильно плохо // Эксперт. – 2012. – № 44. – С. 4.
20. Чехов А.Ю. Обусловленность устремлений: выбор и обоснование стратегий инновационного развития предприятий // Креативная экономика. - 2013. - № 4. - С. 67-73.
21. Шустов А. А. Маркетинговые инновации как одно из важнейших направлений инновационной политики // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 258-263.
Интернет-источники
22. Агафонова М.С., Стопычева К.А. Антикризисное управление предприятием в условиях неустойчивости внешней среды // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 2.;
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=14352 (дата обращения: 06.04.2018).
23. Калиновский И. Назад в эпоху выживания // http://expert.ru/2015/02/24/nazad-v-epohu-vyizhivaniya/ Эксперт он-лайн, Москва, 13 октября 2015 г.
24. Официальный сайт ООО “Словакия» // http:// hotelslovakia.ru/nomera-i-tseny/ (Дата обращения: 11.04.2018)
25. Симутин Ю.А. Реинжиниринг бизнес-процессов как антикризисный инструмент // Проблемы современной науки и образования №11 (93), 2017. [Электронный источник] https://ipi1.ru/s/08-00-00-ekonomicheskie-nauki/1569-reinzhiniring.html
26. Тарбаков Т.М. Поонятие и сущность антикризисного управления предприятием // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 6.; URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=17825 (дата обращения: 06.04.2018)